Понедельник, 25.09.2017, 12:43
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Русяевой Алены Владимировны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Школы Москвы
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мастер класс об обеспечении высокого качества образов. процесса (выступление на конкурсах в рамках ПНПО-2012 и "Учитель года Кубани-2012")

Современная физика с каждым годом играет все большую роль,  как в жизни общества, так и в жизни отдельного человека. Учащиеся не сразу осознают значимость физики, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы сформировать, сохранить и развить познавательный интерес в течение всех лет изучения предмета. В своей работе я использую различные педагогические технологии: проектные, исследовательские, здоровьесберегающие,   развивающего обучения, проблемного обучения, модульно-блочную, технологию сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии. Но сегодня я хочу продемонстрировать технологию интерактивного обучения, которую активно  использую при обучении физике на протяжении всего курса, и которая может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями-предметниками.

Интерактивная происходит от терминов: inter (взаимный) и act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Для чего это нужно? Психологами доказано, что процесс запоминания информации, которую мы на уроках передаем своим ученикам, можно представить в виде пирамиды (см. на слайд).

Создавая имитацию участия школьников в реальных физических процессах, я достигаю наибольшей степени запоминания ими учебного материала, вовлечённости учащихся в процесс познания.

Если сравнить цели традиционного обучения (модель односторонней коммуникации) и интерактивного обучения (модель многосторонней коммуникации), то  мы увидим эффективность метода интерактивного обучения, в котором учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Методов интерактивного обучения существует огромное количество: групповые дискуссии, упражнения-энергизаторы, работа в группах (парах), кооперативное обучение, ролевая (деловая) игра, аквариум, карусель, дерево решений, броуновское движение. Все эти методы я активно использую на своих учебных и внеурочных занятиях, так как все они позволяют достигнуть наибольшей вовлеченности в процесс познания. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. 

А сегодня я хочу показать применение  технологии на уроке физики в 8 классе по теме, которую вы сейчас угадаете сами…

Предварительно все учащиеся случайным образом получают карточки различных цветов либо форм (треугольник, квадрат, круг, ромб…), либо с написанными на них кодовыми словами, тем самым класс делится на группы. С учетом возрастных особенностей детей, для развития их учебно-познавательных интересов, мотивации достижения успеха, рекомендую использовать игровые формы работы, например, интересно для учащихся (если есть возможность) делить класс на группы  с помощью простейшей компьютерной программы, случайным образом распределяющей роли учащихся (как это делаю я).

А теперь, уважаемые коллеги, попробуйте представить себя учениками 8 класса и послушайте предлагаемые мною на уроке задания, позволяющие создать эмитацию участия школьников в реальных физических процессах.

Итак, Задание 1. У кого карточки голубого цвета (или кого компьютер выбрал в команду № 1)? (3 человека)

Вам необходимо показать с помощью пантомимы то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать.

На рисунке - вода (океан).

Учитель. В каком состоянии она находится?

Задание для второй группы «любителей пантомимы».

 На рисунке - облако.

Учитель.  В каком состоянии находится вода?

И для третьей группы…

На рисунке - сосулька.

Учитель.  В каком состоянии находится вода?

Итак, тема нашего занятия…(агрегатные состояния вещества).

Простой пример, но очень эффективный… Глаза детей «разгораются все сильнее». Продолжаем занятие.

Задание 2. У  каждого из Вас есть карточка (или Вас выбрал компьютер). 

Учитель. Прикрепите на грудь карточку как эмблему, обратите внимание, на ней написана ваша роль  в группе.

Научный руководитель - руководит работой всей группы, является докладчиком.  Лаборант - проводит опыт.  Ассистент лаборанта - следит за временем (хронометрист). Секретарь - ведёт запись опыта.

Учитель. Мы исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.

Первая группа - механические свойства твёрдого тела.

Вторая - свойства жидкостей.

Третья - свойства газов.

Предлагаемые исследовательские задания Вы видите на слайдах.

Результаты исследования научный руководитель каждой группы докладывает учащимся, а секретарь заполняет в таблицы (лучше использовать подготовленные бланки таблиц либо интерактивную доску).

Ну и конечно, в конце занятия мы обязательно поводим итоги, обсуждаем то, что узнали сами, побывав как бы внутри реальных физических процессов.

В данном случае был применён  метод мозгового штурма и исследовательский метод в обучении.  Логическим продолжением этих методов являются проектные  методы, позволяющие мне:

- осуществить личностно-ориентированный подход к обучению;

- повысить интерес учащихся к предмету;

- сформировать толерантную среду;

- решить учебные задачи при недостатке учебных часов.

Основными направлениями моей работы является участие в проекте информатизации системы образования, использование  мультимедийных программ на уроках различных типов, проведение компьютерных лабораторных работ, разработка компьютерных программ по физике, использование компьютерных технологий во внеурочной  деятельности учащихся.

В процессе преподавания физики информационные технологии я использую по следующим основным направлениям:

 - мультимедийные сценарии уроков и лабораторных работ (презентации);

- применение готовых учебных и демонстрационных программ;

- создание и использование собственных мультимедиа ресурсов;

- проектно-исследовательская деятельность;

- внеурочная деятельность.

Работая над проблемой «Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей», я разработала элективный курс «Физика в живой природе», предназначенный для учащихся 9 классов и получивший положительную рецензию ККИДППО. Данный курс, использующий современные образовательные технологии: проектные, исследовательские, развивающего обучения, сотрудничества, информационно-коммуникационные, успешно прошел апробацию в 2008-2009 и 2009-2010 учебных годах на базе МОУСОШ № 3 г. Апшеронска.

В 2010 году я разработала авторскую программу пропедевтического курса «Введение в физику. 5-6 классы», являющегося принципиально новым, ориентированным, прежде всего, на развитие личности ребенка. Программа курса включена в  муниципальный и краевой  банк передового педагогического опыта.  В качестве приложения к указанной программе я разработала мультимедийное сопровождение всех 22 лабораторных работ программы.  Оригинальный диск рекомендован специалистом ККИДППО к использованию в учебном процессе и в качестве приложения к программе пропедевтического курса включен в краевой банк передового педагогического опыта.

В 2011 году я повысила свою квалификацию в Московском Институте информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике» и активно использую цифровые образовательные ресурсы в учебной деятельности. С начала 2010 г. я  сотрудничаю с Международным Институтом Развития «ЭкоПро» (г. Петрозаводск). В 2010-2011 уч. г. работала экспертом комиссии «Предметы точных дисциплин» Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», в текущем уч. году – председателем экспертной комиссии «Предметы точных дисциплин» Четвертого открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» и одновременно являюсь ответственным редактором еженедельной электронной рассылки «Мультимедиа для педагогов» (распространяется среди передовой педагогич. общественности России и СНГ).

Для контроля за качеством обучения и самоконтроля широко использую методы компьютерного тестирования на основе уже созданных КИМов. Этот метод позволяет значительно сократить время необходимые на обработку результатов контрольной проверки знаний; автоматизировать процесс проверки ответов; свести к минимуму субъектное влияние учителя на результат измерения.

В результате использования мною современных образовательных технологий  наблюдается положительная ежегодная динамика как среднегодовой оценки учащихся классов, в которых я работаю, так и качества знаний учащихся. Результаты ЕГЭ выпускников 11 класса, в котором я работала, также выше среднекраевого показателя. Многочисленные победы лицеистов и учителя в конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней свидетельствуют о результативности используемых мною современных образовательных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащихся.

Полный текст мастер-класса и презентацию к нему можно скачать здесь.

Категория: Мои статьи | Добавил: Алена (19.05.2012) | Автор: Русяева Алена E
Просмотров: 945 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 2
2  
Большое СПАСИБО, Ваш мастер-класс мне очень помог в конкурсе "Учитель года"!
С уважением, Ольга Попова.

1  
Спасибо автору за мастер-класс! Интерактивное обучение в современной физике - это наше будущее.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Подписывайтесь на бесплатную рассылку Моего университета "Мультимедиа для педагогов"!   С 31.03.2013 г. на сайте появилась новая страница "Материалы наших друзей"!

Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой ссылки на источник и ФИО автора материала © 2017
Русяева Алена Владимировна