Понедельник, 20.11.2017, 06:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Русяевой Алены Владимировны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Школы Москвы
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Презентация собственной методической системы (выступление на конкурсе в рамках ПНПО-2012 и на конкурсе "Учитель года Кубани-2012")

В практике работы каждого учителя со временем формируется методическая система обучения предмету, определяемая школьным учебником, целями педагога и учащегося, их деятельностью, индивидуальностью учащихся, используемыми педагогическими технологиями.  Моя собственная педагогическая система сформировалась в соответствии с задачами профильного образования в лицее, с необходимостью комплексного, поэтапного обучения физике детей, проявляющих неординарные способности в области изучения точных наук и информатики.

Уже четвертый учебный год я применяю методическую систему поэтапного обучения физики с использованием информационных технологий, целью которой является формирование целостной системы физических знаний и умений применять эти знания в практической деятельности. Методическая система направлена на решение следующих задач:

- овладение учащимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о возможностях применения законов физики для объяснения явлений природы, технических и технологических устройств;

- формирование у учащихся навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- развитие личности ученика и его способностей; подготовка его к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

  Данная система построена на основе комплексной системы поэтапного обучения Н.Н. Палтышева и опирается на технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова и технологию использования опорных конспектов и тестовых заданий к ним Г.Д. Луппова. Учитывая особенности углублённого изучения курса физики, возможностей использования пропедевтического обучения в профильных классах лицея, а также важность формирования информационных компетентностей учащихся, эти базовые технологии расширены за счет внедрения в них элементов информационных технологий: в технологию В.Ф. Шаталова - мультимедийных презентаций, содержащих авторские лабораторные работы и компьютерные эксперименты по всему курсу физики, в технологию Г.Д. Луппова - интерактивных тестов, в систему Н.Н. Палтышева -  использование проектной деятельности учащихся.

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяет перестроить традиционную методическую систему обучения таким образом, что она становится полностью  инновационной, современной. В используемой мною системе поэтапного обучения физике можно выделить следующие основные этапы:

•        Выявление и ликвидация пробелов в знаниях.

•        Изучение нового материала.

•        Обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности.

•        Контроль и коррекция знаний.

Подробнее расскажу о первом этапе обучения физике по разработанной мною комплексной методической системе – пропедевтического  обучения в 5-6 профильных (физико-математико-информационных) классах лицея. Мною разработан  пропедевтический курс «Введение в физику», предназначенный для учащихся 5-6 классов общеобразовательных  учебных заведений  с углублённым изучением предмета, программа которого включена в муниципальный и краевой банк передового педагогического опыта.

В этом возрасте необходимо развивать в детях такие личностные качества, как их учебно-познавательные интересы, мотивацию достижения успеха, социальную мотивацию (долг, ответственность), а также уверенность в себе, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникабельность, доброжелательность и эмпатию.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста в пропедевтическом курсе предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволяет при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира.  С этой целью в спецкурсе используется большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ,  использование рисунков различных явлений и игровых ситуаций, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ.

В спецкурсе реализуются как образовательные цели и  задачи:

·                     овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования;

·                     формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;

так и эффективно используются воспитательные функции:

      интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

   формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;

        пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению;

      формирование у учащихся рациональных умений и приёмов умственной деятельности;

    воспитание культуры мышления, мировоззренческой культуры учащихся.

Программа пропедевтического курса, предваряя системное изучение предмета, имеет метапредметную направленность, так как в соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа, в ходе которой  учащиеся при работе в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий, подготовке отчетных материалов по результатам проведения исследований приобретают необходимые компетентности в области информатики, химии, географии, биологии.

Анализ ежегодно проводимых в нашем лицее диагностических контрольных работ среди учащихся 7-ых классов свидетельствует, что в результате преподавания в учебном заведении пропедевтического курса «Введение в физику» наблюдается стабильный рост обученности и качества знаний учащихся по сравнению с периодом времени, в который данный курс не преподавался. Так, из мониторинга обученности и качества следует, что у учащихся 7-ых классов,  прошедших обучение в 5-6 классах лицея по программе курса «Введение в физику» по сравнению с учащимися 7-ых классов, не обучавшимися по данной программе,   средний уровень обученности увеличился на 17,6 %, а средний уровень качества   увеличился на 10 %.

Разработанная мною программа пропедевтического курса предназначена для использования в 5-6 классах общеобразовательных учебных заведений  с углублённым изучением предмета.

Прилагающийся к указанной программе оригинальный CD-диск, содержащий мультимедийное сопровождение 22 лабораторных работ, может использоваться как при изучении курса «Введение в физику» учащимися 5-6 классов  общеобразовательных учебных заведений  с углублённым изучением предмета, так и на уроках-практикумах по выполнению лабораторных работ при изучении курса физики учащимися 7-9 классов других общеобразовательных учреждений по другим программам. Лабораторные работы  могут использоваться с любым учебником физики  7 класса и легко поддаются редактированию, что делает их удобными для использования другими учителями, в том числе во внеурочное время на факультативных и других занятиях.

Опыт своей работы над пропедевтическим курсом я представила коллегам в ККИДППО: на краевом обучающем семинаре 03.04.2011 г., на курсах повышения квалификации учителей физики – муниципальных тьюторов по физике 13.09.2011 г. и  в рамках международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы преподавания дисциплин естественнонаучного и математического циклов» 01.11.2011 г.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Работая классным руководителем, я сформировала методическую систему в организации работы во внеурочной (внеучебной) деятельности по следующим основным направлениям:

1)    игровая и познавательная деятельность (участие в играх «Что? Где? Когда?, «Брейн-ринг»);

2)    проблемно-ценностное общение (циклы мероприятий по направлениям: «Мы растем как коллектив», «Мой нравственный выбор», «Познаю себя и других» и т.п.);

3)    досугово-развлекательная деятельность (экскурсии в Планетарий, в цирк, в театры, посещение художественных выставок);

4)    реализация социальных проектов (участие в акциях «Новые тимуровцы», «Мы все хотим в школу», «Подарок в каждый дом», «Согреем сердца ветеранов», «Цветик-семицветик», в волонтерском движении);

5)    трудовая и профориентационная деятельность (благоустройство территории, пришкольного участка, профдиагностические мероприятия по планированию карьеры; индивидуальные и групповые консультации по выбору профиля обучения;   анкетирование;  организации и проведение экскурсий (в организации, предприятия) с выполнением школьниками несложных производственных функций (работ, услуг) под руководством соответствующих работников и учителя (в ПЧ, в почтамт, в ОВД, на хлебозавод);

6)    спортивно-оздоровительная деятельность (участие в ежегодных школьных и районных соревнованиях по футболу и баскетболу.  Команда 6 «Г» класса МАОУЛ № 1 в 2011 г. заняла 1 место в открытом турнире МБОУДОД ДЮСШ «Олимп» по футболу. В сентябре 2011 г. команда МАОУЛ № 1 с участием учащихся 7 «Г» класса стала призером (3 место) муниципальных соревнований по футболу «Кубань олимпийская – против наркотиков», а также призером (3 место) в районных соревнованиях по мини-футболу среди мальчиков 7-8 классов в зачет V Всекубанской спартакиады по игровым видам спорта «Спортивные надежды Кубани»);

7)    туристско-краеведческая деятельность (экскурсии по «тропе следопыта», путешествия по Кубани и Адыгее).

Результатом работы являются победы учащихся в муниципальных и краевых конкурсах.

Полный текст выступления и презентацию к нему можно скачать здесь.

Категория: Мои статьи | Добавил: Алена (29.04.2012) | Автор: Русяева Алена E
Просмотров: 2929 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.9/19
Всего комментариев: 1
1  
)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Подписывайтесь на бесплатную рассылку Моего университета "Мультимедиа для педагогов"!   С 31.03.2013 г. на сайте появилась новая страница "Материалы наших друзей"!

Использование материалов сайта возможно только при наличии прямой ссылки на источник и ФИО автора материала © 2017
Русяева Алена Владимировна